Акции
Автосервис
Адреса сервисов
Расчет стоимости работ
Все услуги автосервиса Ремонт кондиционера Малярно-кузовной ремонт
Сеть СТО EuroAuto на карте
Отзывы
Корпоративный отдел
Оптовый отдел
Дежурный по гаражу

Термостат. Устройство, неисправности, замена

Меняем термостат на Лачети с MAHLE.

Здравствуйте, с вами снова Яков, дежурный по гаражу, и Николай Полубинский, технический специалист компании Mahle. Мы снова встретились на нашей СТО в Химках, чтобы поговорить о проблемах, которые создаёт текущая жаркая погода. Этим летом погода бьёт рекорды, температура уже плюс 31° градус, а к обеду обещают до плюс 34°. Это серьезное испытание не только для системы кондиционирования, но и для системы охлаждения. Поэтому сегодня мы поговорим о термостатах.

  

Позвольте сначала напомнить, что система охлаждения, вопреки своему названию, призвана не просто охлаждать мотор, а поддерживать рабочую температуру в узком диапазоне. Николай, я прав?
- Да, это так.

Какая задача у термостата?


- Он является исполнительным механизмом, который перераспределяет потоки охлаждающий жидкости по контурам системы охлаждения.
- Но ведь он делает это не просто как кран (включено – выключено), есть какие-то промежуточные положения?
- Совершенно верно, все зависит от того, какая температура у охлаждающей жидкости. То есть термостат может быть как полностью открыт, так и в каком-то промежуточном положении, когда у нас циркуляция идет через оба контура системы охлаждения, но и он может быть закрыт.
- Моторы становятся всё сложнее, навесное оборудование всё сложнее и технологичнее, а термостат, насколько я знаю, в конструкции свои изменений не претерпел.
- Действительно сам термостат, его исполнительный элемент, до сих пор содержат так называемый технический воск – церезин. Там есть специальная резиновая мембрана и шток, который непосредственно открывает клапан.
- Значит получается, что какой бы формы не был термостат, каких бы размеров не был корпус термостата, исполнительный механизм будет всегда один и тот же?
- Совершенно верно.
- А что же по поводу электронно-управляемых термостатов?
- Электронно-управляемый термостат - это, скажем так, частный случай обычного термостата, но со встроенным нагревательным элементом.
- Это интересная тема для отдельного занятия. А сегодня мы поговорим про работу обычного термостата.

Как его диагностировать?

Давай для начала вспомним какие неисправности термостата будут очевидны для любого водителя?
- Это два крайних варианта. Первый, когда двигатель перегревается, и второй вариант, когда двигатель, наоборот, не прогревается до рабочей температуры.
- Ну в такую погоду, я думаю, нагреется мотор даже с отсутствующим термостатом 😊.
- В такую погоду да 😊
- А как понять, что он открытый?
- Мы можем косвенно оценить исправность работы термостата по температуре патрубков на входе в радиатор и на выходе.
- Но только не советую оценивать их температуру руками, это может быть опасно. Лучше всего возьмите вот такой инфракрасный или лазерный пирометр, который покажет температуру и на выходе из термостата, и на выходе из радиатора:

  

Если эта разница очень большая, значит, скорее всего, термостат закрыт.


  



- Николай, мы стоим у капота конкретного автомобиля - Chevrolet Lacetti не случайно. Предыстория такая: владелец этого автомобиля некоторое время назад менял термостат, однако он наблюдает, что стрелка на щитке приборов стоит не на одном и том же месте, а регулярно колеблется, к тому же он очень редко слышит, чтобы включался вентилятор. Я, заглянув под капот, обнаружил, что оба патрубка примерно одинаковой температуры. Можно ли всё это приписать к каким-нибудь симптомам и сделать какие-нибудь выводы?
- Я могу предположить, что скорее всего проблема с термостатом есть, и он находится в приоткрытом состоянии.
- Узнать мы можем только одним способом, сняв его и посмотрев в каком он состоянии. Приступаем!

Как заменить термостат?

- Итак, мало найти бюджет на покупку новой детали, надо выполнить несколько требований, чтобы эта деталь работала правильно и долго. Давай их перечислим.
- Мы в Mahle рекомендуем подбирать запчасть по vin-номеру автомобиля, тем самым исключаем риск неправильного подбора детали.
- Да, я сталкивался несколько раз с тем, что просто выбирая модель, марку автомобиля, модель мотора,- получаю несколько термостатов. Они, например, могут отличаться температурой открытия, если я не ошибаюсь.
- Совершенно верно. Даже на этот мотор мы можем, если просто будем использовать наш фирменный онлайн-каталог, найти несколько вариантов. Это обусловлено тем, что данная машина поставлялась во множество стран и на многие континенты, например, для Африки термостат будет с температурой 82°, а для Европы он будет с температурой плюс 87°.

 


- Кстати, этим очень многие часто пользуются, устанавливая так называемые более холодные термостаты. Чем это чревато?

- Дело в том, что двигатель рассчитан на свой определенный температурный режим, и, меняя его в сторону высоких температур или более низких, мы снижаем эффективные характеристики двигателя. Он будет работать не в оптимальном режиме.

- Как минимум автовладелец потеряет на расходе топлива. Он обязательно увеличится, а в долгосрочной перспективе вы снижаете и ресурс двигателя.  Есть ещё один вопрос, который хотел задать на примере данного автомобиля Chevrolet Lacetti. Я увидел термостат, который состоит из нескольких частей, в таком случае владельцу автомобиля подбирать только один сменный элемент или же термостат с корпусом?
- Ну, я могу сказать, что здесь, конечно, зона ответственности механика, потому что только он видит состояние корпуса этих деталей. Они здесь выполнены из алюминия, и если есть существенная коррозия, то я рекомендую менять деталь в сборе.
- То есть вот такой пластиковый корпус?


  

- Да, в таком варианте исполнения.
- Вообще, пластик - это практичнее? Он более термоустойчив? Он не деформируется при нагревах?
- Пластик более стоек к различного рода коррозионным воздействиям, он вообще не подвержен коррозии.
- Возможно, это не очевидно, но опять же на Chevrolet Lacetti стоит термостат, который прошел всего лишь несколько тысяч километров, особых нареканий к системе охлаждения не было, однако, вынув его, мы увидели как деформацию, так и то, что клапан, тарелка клапана, не полностью закрыта. Поэтому экономия на данной детали была не оправдана. Сейчас мы будем ставить Mahle. Теперь, что нужно сделать, чтобы правильно поставить термостат?
- Для замены термостата необходимо выполнить следующие действия. Очистить от коррозии привалочную поверхность:

  

Обезжирить ее, установить новое уплотнительное кольцо и смазать его антифризом:

Затянуть крепежные болты соответствующим моментом, после чего можно заправлять систему новым антифризом:

  

  

- Итак, Николай, подытожим:

- Мы правильно поставили предварительный диагноз.
- Мы заменили термостат.
- Мы заменили антифриз, залили новый и сделали это правильно.
- Мы сделали контрольную проверку системы охлаждения с помощью тест драйва.
- И можем резюмировать, что машина совершенно готова к летней жаре, так?
- Совершенно верно!
С вами был Яков, дежурным по гаражу, и Николай Полубинский, технический тренер компании Mahle. Это не последний наш совместный проект с Mahle, подписывайтесь на наш канал, будет интересно.

Смотрите видео, где подробно показано, как правильно диагностировать и менять термостаты:

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ ТЕРМОСТАТА

Яков Финогенов Технический специалист ЕвроАвто

Поделиться: